I. Введение. "Давненько не брал я в руки шашку..." Как-то
вечером, читая очередное описание пенолета, захотелось мне освоить этот
материал. А попутно построить себе самолет по следующим требованиям: 1. Материал - потолочка 2. Рассчетный вес - около 300г 3. Размах крыла - не более 1м. До мастерской выбраться времени нет и строить предполагалось дома. 4. Як-12 есть у самого, от всевозможных модификаций цессны уже воротит... За прототип надо взять что-то менее заезженное. 5. Объемный фюзеляж, профилированное крыло. На изготовление копии замахиваться не буду, но полукопия должна быть. 6. Модель будет маленькая, места внутри не много, но необходимо обеспечить свободный и удобный доступ ко всей начинке.
II. Подбор прототипа. На
поиски "хочу того не знаю чего" ушло несколько дней. Конкретных
результатов они не дали, но позволили конкретизировать требования к
прототипу: 1. Верхнее расположение крыла. Нравятся мне такие самолеты. Неторопливые, вальяжные... 2. Самолет 20-х / 30-х годов прошлого столетия.
Не
найдя в интернете готовых подходящих чертежей, я сел перекапывать
подборку журналов Modelar "от начала времен". На это ушло еще 2 дня. В
результате было отобрано несколько самолетов, из которых предстояло
сделать выбор. В итоге "конкурс" выиграла резиномоторная модель самолета
Letov S-239. Сбор информации по ней в интернете показал практически
полное отсутствие информации. Итого найдено было следующее:
Легкий многоцелевой самолет Letov S.39 разработан в Чехословакии в 1932 году. Самолет представляет собой однодвигательный высокоплан с цельнодеревянным крылом, оснащенным фиксированными предкрылками. Фюзеляж - каркас из стальных труб,
покрытых холстом. S-39 был первоначально предназначен как массовый
народный самолет для двух человек, совершенно в духе того времени - идеи
о массовом развитии воздушного спорта до уровня автомобилизма. С
технической стороны S-39 это предположение было бы выполненным, если бы
не плоский двухцилиндровый мотоциклетный двигатель "Орион" LL фирмы
Michl, очень ненадежный и едва развивающий мощность 29 кВт (40 л.с.).
Серийно самолет строился с трехцилиндровым Walter "Polaris" мощностью 40
кВт (55 л.с.), а затем, после улучшения конструкции и более мощным
"Polaris" II 55 кВт (75 л.с.). Но и "Полярис" не был хорошим двигателем,
он работал с перебоями и возникала большая вибрация. S-39 был
достаточно надежным самолетом для аэроклубов и частных лиц. Владельцев
частных S-39 было не так много - планер стоил 25 000 крон, а двигатель
"Поларис" еще дополнительно 28 000 крон. Всего построено 23 S-39.
Осенью и зимой 1932 г. на S-39 были установлены первые рекорды. Они были
произведены в слабейшей категории для одно - и двухместного самолета,
лучшими из них были потолок 5137 м и 4475 м соответственно, автором
мировых рекордов был летчик Hermansky. В период с 1932 по 1934гг. в общей сложности было построено 43 самолета.
В последствии были созданы модификации S.139 и S.239, отличающихся только двигателем.
III. Разработка чертежей За
основу был взят чертеж резиномоторной модели из журнала Modelar.
Последний изначально представлял собой скан страницы журнала далеко не
лучшего качества - время бумагу не пощадило. Чертеж был восстановлен по
размерам в AutoCAD и увеличен в 2 раза. Далее была предпринята попытка
изготовления фюзеляжа из потолочки, линеек и деревянных палочек для
шашлыка. Первым делом был изготовлен фюзеляж, установлен двигатель и все
это водружено на весы. Весы показали 160 грамм... "Сыш, Талалаев.
Бросай ты эти свои опыты... Свиненок твой, мутант получился - глаз
подбил и кортик отобрал..."(с)ДМБ. После этой удручающей новости
двигатель был снят, а остальное отправилось в помойку - эксперименты с
потолочкой кончились. А я снова сел за разработку чертежа. На сей раз
уже под знакомую мне бальсу. Итогом стали 3 файла: чертеж крыла, чертеж
фюзеляжа и раскрой деталей на стандартные листы. Печатать все это на А4 и
клеить мне показалось муторным и я задумался о широкоформатной печати.
Контора, предоставляющая такие услуги нашлась в соседнем с моей работой
здании. Зайдя туда в обеденный перерыв и потратив 60 рублей денег, я за
15 минут стал обладателем трех листов с ч/б распечаткой моих трудов.
IV. Постройка Начал
постройку я на сей раз с крыла. Для изготовления был использован лист
бальсы 2.5мм, рейки 4х4мм 3 штуки и передняя кромка 7х12мм, купленная по
случаю в Термике. Резал все медицинским скальпелем. Само крыло
собирается из двух половинок и стыкуется при помощи достаточно
замысловатой части центроплана, детали которого вырезаются из кусочков
бальсы 6мм. Последний состоит из толстой (6мм) нервюры, разделенной на
две части. В деталях N1-N3 вырезаются замки, так чтобы они наделись на
центральную нервюру. Опять же скальпелем подгоняем детали по месту и
склеиваем. В итоге получается следующая конструкция:
Далее
собрал коробку фюзеляжа. Для тех, кто захочет воспользоваться моим
опытом, хочу обратить внимание: при разработке чертежа вопросы сборки и
компоновки были учтены. При достаточно точном изготовлении деталей,
коробка сошлась без каких-либо дополнительных подрезок и выточек.
Угловые рейки. Я предварительно разрезал 4 штуки по 500мм и замочил их в
теплой воде. Пока рейки мокли, чертеж был прибит к доске. По нему были
вкручены мелкие саморезы. Размоченную бальсу я согнул и вложил между
ними. Потом обрезал по размеру. По прошествии некоторого времени рейки
высохли и я получил 4 детали необходимой формы. Здесь тоже стоит
обратить внимание на нижние рейки. Их надо гнуть в двух плоскостях.
Поэтому я делал так: больший изгиб делаю на доске при помощи саморезов и
сушу феном. Не досушивая до конца, теплое дерево ставлю на клей на
место, изгибая по ходу во второй плоскости и стягивая малярным скотчем и
нитками. Коробка имеет достаточную жесткость, но все же, чтоб
конструкцию не перекосило, устанавливать рейки надо достаточно быстро и
сразу все четыре.
После
высыхания клея я занялся установкой моторамы, двигателя и капота. На
этом этапе меня ждал первый подвох. Дело в том, что разрабатывал чертеж я
под один двигатель, но в последствии решил устанавливать другой. В
итоге переднее отверстие в капоте было расточено, на мотораме появилась
дополнительная накладка в 6мм. На изготовление моторамы и накладки ушли
куски забракованной "дубовой" бальсы толщиной 4 и 6мм. Выкос двигателя
подбирал эмпирически путем стачивания накладки. Далее свое место заняли
сервоприводы РВ и РН. Вырезы под них я в чертеж не закладывал, т.к. еще
не знал какие именно буду использовать. В итоге резал по месту без
каких-либо проблем.
Отверстия для проводки и тяг так же делались по месту. Между
первым и вторым шпангоутами по бокам были установлены раскосины. В
остальных нужды не было. Далее тушка была зашита по кругу бальсой 1мм.
Ввиду достаточно малых размеров модели стабилизатор и рули были вырезаны
из цельных кусков бальсы и спрофилированы шкуркой. Навешивал на
штыревые петли.
Обе
кабины - пилота и пассажира - сделаны съемными. Под первой размещается
приемник, под второй - сервоприводы РВ и РН. Крепятся кабины нейлоновыми
винтами и стоечками.
Стойки для крыла сделаны из 4мм реек. Высота - 42мм. Раскосины - зубочистки :).
И снова крыло... Для сервоприводов элеронов из обрезков бальсы вырезал специальные площадки.
Из
обрезков бальсы 10мм вырезал законцовки крыла. Далее по месту довел до
нужной формы надфилем и шкуркой. "После сборки обработать напильником".
:)))
Элероны
вырезаны из цельного куска бальсы 4мм и обточены надфилем до нужной
формы. В районе петель из бальсы 2.5 мм наклеил уголки, чтоб там высота
была 7мм.
Поставил
на шасси, установил и проверил всю электронику. На копийное шасси меня
уже не хватило - использовал купленную по случаю стойку от какого-то
микровертолета.
Снизу в передней части
предусмотрел лючок для доступа к двигателю и аккумуляторному отсеку.
Лючок сделан из бальсы 1мм. Чтоб дерево не лопнуло по волокнам на края
наклеил две части распущенной вдоль зубочистки. Крепится он при помощи
двух нейлоновых стоек и двух нейлоновых же винтов в задней части и петли
(как на элеронах) - в передней. Получилось достаточно надежно и удобно.
Если при таких размерах модели вообще можно говорить об удобстве
доступа к внутреннему пространству. Приступил к обтяжке. Я хотел
сделать окраску максимально близко к оригиналу. Но в угоду бюджету и
читаемости модели в небе пришел к следующему: 1. Красной и белой
пленки в наличии не оказалось. Из всех имеющихся у меня под рукой
наиболее близкими были серебристая и фиолетовая. 2. Чтоб модель лучше читалась в небе и как можно меньше отсвечивала в глаза на солнце все нижние поверхности обтянул фиолетовым.
В итоге получилось следующее...
Вес модели составил 283 грамма. Вес аккумуляторов 49г. - 850mah, и 33г. - 500mah.
Материал: 1. Липовые рейки сечением 4х4мм - 6шт. + передняя кромка 7х12 несимметричная - 1м 2. Бальса 2.5мм - 2 листа 3. Бальса 4мм - 0.5 листа 4. Бальса 6мм - использовал обрезки 5. Бальса 10мм - 2 небольших обрезка на законцовки крыла. Вполне можно заменить пенополистиролом. 6. Бальса 1мм - 2.5 листа 7. Пленка серебристая(белая) и фиолетовая(красная) - точно не замерял, но в рулонах осталось еще много. 8. Проволока сечением 1.5мм на шасси и синхронизатор РВ - чуть меньше метра. 9.
Пластиковая стойка шасси была подобрана прямо в магазине "Братья Райт"
по весу и размеру от какого-то микровертолета или коптера. 4шт -
комплект, использована одна. 10. Колеса шасси: передние и заднее. 11. Петли в элеронах - 5шт. 12. Петли в хвостовом оперении - 6шт. 13. Кабанчики - 4шт. 14. Фиксаторы колеса - 3шт. 15. Тяги - 3шт. 16. Винт 8х4 17. Фиксаторы тяг.
При постройке был использован только ручной инструмент: 1.
Скальпель медицинский - "основное оружие" - кол-во лезвий не считал.
Вообще очень рекомендую этот инструмент. Ручку можно купить за 30р в
любом магазине медтехники. Лезвия можно покупать, а можно брать в
медучреждениях списанные. Фишка в том, что они стерильные и потому имеют
срок годности. Когда последний истекает, лезвия уже не считаются
стерильными и не могут быть использованы по прямому назначению. У моей
жены в отделении в месяц списывается по 2-3 коробки. Сами понимаете,
стерильность в нашем деле не важна, а остроты они при списании не
теряют. Зато разрез получается очень тонкий и точный. Свежее лезвие
режет бальсу 2.5мм поперек волокон с одного раза. Крепление для всех
типов ручек и лезвий стандартизировано. Лезвия бывают разных
конфигураций, но я использую брюшистые - вопрос привычки - в других
типах необходимости не ощущаю. 2. Еще несколько вспомогательных ножей - аля карандаши точить. 3. Набор сверел - использовались размеры от 1 до 6мм. 4. Шкурка. 5. Модельный утюжок для обтяжки 6. Надфили 7. Кусачки 8. Обжимка
Скачать чертежи можно отсюда (rar архив 1.5Мб).
Чертежами это честно говоря назвать сложно - скорее эскизный рисунок
(рисовал "для себя"). Выполнены в формате DWG (AutoCad 2012) в масштабе
1мм = 10 точек чертежа. Если у Вас нет автокада, Autodesk предлагает
бесплатную утилиту DWGTrueView. Она позволяет просмотреть и распечатать
файл в формате DWG. Вот только рисовать в ней нельзя.
Прошло более полу года эксплуатации. Думаю, что уже могу подвести некоторые итоги: 1. В воздухе модель достаточно медленная. Складывается впечатление, что наблюдаешь полет в замедленной съемке. 2. Поведение модели вполне предсказуемо. Рулей и элеронов слушается практически идеально. 3. За счет излома крыла (никогда не знал, как правильно называется) хорошо стабилизируется в воздухе при порывах ветра. 4. Из-за малого веса ни сильных порывов, ни сильного ветра не держит. Только легкий ветерок...
Были и краши... Один случился очень жестким.... Но тут все как и было запланировано: 1. Крыло срывает со стоек и оно остается абсолютно целым. При жестком краше вырвало одну стойку. 2. При столкновении винтом с планетой: винт поцарапан, движок(вал) цел-невредим, моторама вдребезги - бальзовая же. 3. Никаких других повреждений. Ремонт - 5 мин. Крыло клеем обратно на стойки, из бальзовых обрезков собираем новую мотораму... и снова в полет. Кстати 2-3 раза мотораму можно просто склеить...
Итого: получился шикарный прочный и долговечный тренер. Разбить тяжело, управлять легко.