Вторник, 21.11.2017, 07:10
RC - Мастерская
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню
Статистика
Главная » Статьи » Чертежи и проекты » Авиамодели

Letov S.239
Letov S.239



I. Введение.
"Давненько не брал я в руки шашку..."
Как-то вечером, читая очередное описание пенолета, захотелось мне освоить этот материал. А попутно построить себе самолет по следующим требованиям:
1. Материал - потолочка
2. Рассчетный вес - около 300г
3. Размах крыла - не более 1м. До мастерской выбраться времени нет и строить предполагалось дома.
4. Як-12 есть у самого, от всевозможных модификаций цессны уже воротит... За прототип надо взять что-то менее заезженное.
5. Объемный фюзеляж, профилированное крыло. На изготовление копии замахиваться не буду, но полукопия должна быть.
6. Модель будет маленькая, места внутри не много, но необходимо обеспечить свободный и удобный доступ ко всей начинке.

II. Подбор прототипа.
На поиски "хочу того не знаю чего" ушло несколько дней. Конкретных результатов они не дали, но позволили конкретизировать требования к прототипу:
1. Верхнее расположение крыла. Нравятся мне такие самолеты. Неторопливые, вальяжные...
2. Самолет 20-х / 30-х годов прошлого столетия.

Не найдя в интернете готовых подходящих чертежей, я сел перекапывать подборку журналов Modelar "от начала времен". На это ушло еще 2 дня. В результате было отобрано несколько самолетов, из которых предстояло сделать выбор. В итоге "конкурс" выиграла резиномоторная модель самолета Letov S-239. Сбор информации по ней в интернете показал практически полное отсутствие информации. Итого найдено было следующее:

Легкий многоцелевой самолет Letov S.39 разработан в  Чехословакии в 1932 году. Самолет представляет собой однодвигательный высокоплан с цельнодеревянным крылом, оснащенным фиксированными предкрылками. Фюзеляж - каркас из стальных труб, покрытых холстом. S-39 был первоначально предназначен как массовый народный самолет для двух человек, совершенно в духе того времени - идеи о массовом развитии воздушного спорта до уровня автомобилизма. С технической стороны S-39 это предположение было бы выполненным, если бы не плоский двухцилиндровый мотоциклетный двигатель "Орион" LL фирмы Michl, очень ненадежный и едва развивающий мощность 29 кВт (40 л.с.). Серийно самолет строился с трехцилиндровым Walter "Polaris" мощностью 40 кВт (55 л.с.), а затем, после улучшения конструкции и более мощным "Polaris" II 55 кВт (75 л.с.). Но и "Полярис" не был хорошим двигателем, он работал с перебоями и возникала большая вибрация. S-39 был достаточно надежным самолетом для аэроклубов и частных лиц. Владельцев частных S-39 было не так много - планер стоил 25 000 крон, а двигатель "Поларис" еще дополнительно 28 000 крон.
Всего построено 23 S-39. Осенью и зимой 1932 г. на S-39 были установлены первые рекорды. Они были произведены в слабейшей категории для одно - и двухместного самолета, лучшими из них были потолок 5137 м и 4475 м соответственно, автором мировых рекордов был летчик Hermansky.

В период с 1932 по 1934гг. в общей сложности было построено 43 самолета.


В последствии были созданы модификации S.139 и S.239, отличающихся только двигателем.

ЛТХ:

Экипаж: 1 пилот + 1 пассажир
Длинна: 6.14м
Размах крыла: 10м
Площадь крыла: 14м.кв.
Масса самолета: 315кг
Максимальный взлетный вес: 515кг
Максимальная скорость: 150км/ч
Практическая дальность: 480км
Практический потолок 3300м

Источники:
Википедия
Уголок неба

III. Разработка чертежей
За основу был взят чертеж резиномоторной модели из журнала Modelar. Последний изначально представлял собой скан страницы журнала далеко не лучшего качества - время бумагу не пощадило. Чертеж был восстановлен по размерам в AutoCAD и увеличен в 2 раза. Далее была предпринята попытка изготовления фюзеляжа из потолочки, линеек и деревянных палочек для шашлыка. Первым делом был изготовлен фюзеляж, установлен двигатель и все это водружено на весы. Весы показали 160 грамм... "Сыш, Талалаев. Бросай ты эти свои опыты... Свиненок твой, мутант получился - глаз подбил и кортик отобрал..."(с)ДМБ.
После этой удручающей новости двигатель был снят, а остальное отправилось в помойку - эксперименты с потолочкой кончились. А я снова сел за разработку чертежа. На сей раз уже под знакомую мне бальсу. Итогом стали 3 файла: чертеж крыла, чертеж фюзеляжа и раскрой деталей на стандартные листы. Печатать все это на А4 и клеить мне показалось муторным и я задумался о широкоформатной печати. Контора, предоставляющая такие услуги нашлась в соседнем с моей работой здании. Зайдя туда в обеденный перерыв и потратив 60 рублей денег, я за 15 минут стал обладателем трех листов с ч/б распечаткой моих трудов.

IV. Постройка
Начал постройку я на сей раз с крыла. Для изготовления был использован лист бальсы 2.5мм, рейки 4х4мм 3 штуки и передняя кромка 7х12мм, купленная по случаю в Термике. Резал все медицинским скальпелем.
Само крыло собирается из двух половинок и стыкуется при помощи достаточно замысловатой части центроплана, детали которого вырезаются из кусочков бальсы 6мм. Последний состоит из толстой (6мм) нервюры, разделенной на две части. В деталях N1-N3 вырезаются замки, так чтобы они наделись на центральную нервюру. Опять же скальпелем подгоняем детали по месту и склеиваем. В итоге получается следующая конструкция:










Далее собрал коробку фюзеляжа. Для тех, кто захочет воспользоваться моим опытом, хочу обратить внимание: при разработке чертежа вопросы сборки и компоновки были учтены. При достаточно точном изготовлении деталей, коробка сошлась без каких-либо дополнительных подрезок и выточек. Угловые рейки. Я предварительно разрезал 4 штуки по 500мм и замочил их в теплой воде. Пока рейки мокли, чертеж был прибит к доске. По нему были вкручены мелкие саморезы. Размоченную бальсу я согнул и вложил между ними. Потом обрезал по размеру. По прошествии некоторого времени рейки высохли и я получил 4 детали необходимой формы. Здесь тоже стоит обратить внимание на нижние рейки. Их надо гнуть в двух плоскостях. Поэтому я делал так: больший изгиб делаю на доске при помощи саморезов и сушу феном. Не досушивая до конца, теплое дерево ставлю на клей на место, изгибая по ходу во второй плоскости и стягивая малярным скотчем и нитками. Коробка имеет достаточную жесткость, но все же, чтоб конструкцию не перекосило, устанавливать рейки надо достаточно быстро и сразу все четыре.





После высыхания клея я занялся установкой моторамы, двигателя и капота. На этом этапе меня ждал первый подвох. Дело в том, что разрабатывал чертеж я под один двигатель, но в последствии решил устанавливать другой. В итоге переднее отверстие в капоте было расточено, на мотораме появилась дополнительная накладка в 6мм. На изготовление моторамы и накладки ушли куски забракованной "дубовой" бальсы толщиной 4 и 6мм. Выкос двигателя подбирал эмпирически путем стачивания накладки. Далее свое место заняли сервоприводы РВ и РН. Вырезы под них я в чертеж не закладывал, т.к. еще не знал какие именно буду использовать. В итоге резал по месту без каких-либо проблем.



Отверстия для проводки и тяг так же делались по месту.
Между первым и вторым шпангоутами по бокам были установлены раскосины. В остальных нужды не было. Далее тушка была зашита по кругу бальсой 1мм. Ввиду достаточно малых размеров модели стабилизатор и рули были вырезаны из цельных кусков бальсы и спрофилированы шкуркой. Навешивал на штыревые петли.







Обе кабины - пилота и пассажира - сделаны съемными. Под первой размещается приемник, под второй - сервоприводы РВ и РН. Крепятся кабины нейлоновыми винтами и стоечками.















Стойки для крыла сделаны из 4мм реек. Высота - 42мм. Раскосины - зубочистки :).

И снова крыло... Для сервоприводов элеронов из обрезков бальсы вырезал специальные площадки.







Из обрезков бальсы 10мм вырезал законцовки крыла. Далее по месту довел до нужной формы надфилем и шкуркой. "После сборки обработать напильником". :)))



Элероны вырезаны из цельного куска бальсы 4мм и обточены надфилем до нужной формы. В районе петель из бальсы 2.5 мм наклеил уголки, чтоб там высота была 7мм.


Поставил на шасси, установил и проверил всю электронику. На копийное шасси меня уже не хватило - использовал купленную по случаю стойку от какого-то микровертолета.

Снизу в передней части предусмотрел лючок для доступа к двигателю и аккумуляторному отсеку. Лючок сделан из бальсы 1мм. Чтоб дерево не лопнуло по волокнам на края наклеил две части распущенной вдоль зубочистки. Крепится он при помощи двух нейлоновых стоек и двух нейлоновых же винтов в задней части и петли (как на элеронах) - в передней. Получилось достаточно надежно и удобно. Если при таких размерах модели вообще можно говорить об удобстве доступа к внутреннему пространству.
Приступил к обтяжке. Я хотел сделать окраску максимально близко к оригиналу. Но в угоду бюджету и читаемости модели в небе пришел к следующему:
1. Красной и белой пленки в наличии не оказалось. Из всех имеющихся у меня под рукой наиболее близкими были серебристая и фиолетовая.
2. Чтоб модель лучше читалась в небе и как можно меньше отсвечивала в глаза на солнце все нижние поверхности обтянул фиолетовым.

В итоге получилось следующее...









Вес модели составил 283 грамма. Вес аккумуляторов 49г. - 850mah, и 33г. - 500mah.

Материал:
1. Липовые рейки сечением 4х4мм - 6шт. + передняя кромка 7х12 несимметричная - 1м
2. Бальса 2.5мм - 2 листа
3. Бальса 4мм - 0.5 листа
4. Бальса 6мм - использовал обрезки
5. Бальса 10мм - 2 небольших обрезка на законцовки крыла. Вполне можно заменить пенополистиролом.
6. Бальса 1мм - 2.5 листа
7. Пленка серебристая(белая) и фиолетовая(красная) - точно не замерял, но в рулонах осталось еще много.
8. Проволока сечением 1.5мм на шасси и синхронизатор РВ - чуть меньше метра.
9. Пластиковая стойка шасси была подобрана прямо в магазине "Братья Райт" по весу и размеру от какого-то микровертолета или коптера. 4шт - комплект, использована одна.
10. Колеса шасси: передние и заднее.
11. Петли в элеронах - 5шт.
12. Петли в хвостовом оперении - 6шт.
13. Кабанчики - 4шт.
14. Фиксаторы колеса - 3шт.
15. Тяги - 3шт.
16. Винт 8х4
17. Фиксаторы тяг.

Электроника:
1. Мотор Turnigy 2730-1500
2. Сервоприводы HK-S0361
3. Приемник Spectrum ARP6210 только сателлит отстегнул за ненадобностью.
4. Регулятор Turnigy Plush 12A
5. Аккумуляторы 2S 500mah или 850mah
6. Провод (почти 1м) и разъемы.

При постройке был использован только ручной инструмент:
1. Скальпель медицинский - "основное оружие" - кол-во лезвий не считал. Вообще очень рекомендую этот инструмент. Ручку можно купить за 30р в любом магазине медтехники. Лезвия можно покупать, а можно брать в медучреждениях списанные. Фишка в том, что они стерильные и потому имеют срок годности. Когда последний истекает, лезвия уже не считаются стерильными и не могут быть использованы по прямому назначению. У моей жены в отделении в месяц списывается по 2-3 коробки. Сами понимаете, стерильность в нашем деле не важна, а остроты они при списании не теряют. Зато разрез получается очень тонкий и точный. Свежее лезвие режет бальсу 2.5мм поперек волокон с одного раза. Крепление для всех типов ручек и лезвий стандартизировано. Лезвия бывают разных конфигураций, но я использую брюшистые - вопрос привычки - в других типах необходимости не ощущаю.
2. Еще несколько вспомогательных ножей - аля карандаши точить.
3. Набор сверел - использовались размеры от 1 до 6мм.
4. Шкурка.
5. Модельный утюжок для обтяжки
6. Надфили
7. Кусачки
8. Обжимка

Скачать чертежи можно отсюда (rar архив 1.5Мб). Чертежами это честно говоря назвать сложно - скорее эскизный рисунок (рисовал "для себя"). Выполнены в формате DWG (AutoCad 2012) в масштабе 1мм = 10 точек чертежа. Если у Вас нет автокада, Autodesk предлагает бесплатную утилиту DWGTrueView. Она позволяет просмотреть и распечатать файл в формате DWG. Вот только рисовать в ней нельзя.
Категория: Авиамодели | Добавил: Mactep (08.09.2013)
Просмотров: 3325 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
2  
Прошло более полу года эксплуатации. Думаю, что уже могу подвести некоторые итоги:
1. В воздухе модель достаточно медленная. Складывается впечатление, что наблюдаешь полет в замедленной съемке.
2. Поведение модели вполне предсказуемо. Рулей и элеронов слушается практически идеально.
3. За счет излома крыла (никогда не знал, как правильно называется) хорошо стабилизируется в воздухе при порывах ветра.
4. Из-за малого веса ни сильных порывов, ни сильного ветра не держит. Только легкий ветерок...

Были и краши... Один случился очень жестким.... Но тут все как и было запланировано:
1. Крыло срывает со стоек и оно остается абсолютно целым. При жестком краше вырвало одну стойку.
2. При столкновении винтом с планетой: винт поцарапан, движок(вал) цел-невредим, моторама вдребезги - бальзовая же.
3. Никаких других повреждений.
Ремонт - 5 мин. Крыло клеем обратно на стойки, из бальзовых обрезков собираем новую мотораму... и снова в полет. Кстати 2-3 раза мотораму можно просто склеить...

Итого: получился шикарный прочный и долговечный тренер. Разбить тяжело, управлять легко. smile

1  
Кто возьмется строить или просто "косяки" найдет, оставьте плз отзыв.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск