С чего начать?
Итак.
Вы решили попробовать себя в мире радиоуправляемых моделей и перед Вами
три стихии: вода, воздух и земля. Соответственно варианты моделей:
- нечто плавающее: катер или яхта, например.
- нечто летающее: самолет, вертолет, планер или мультикоптер.
- нечто ездящее: на четырех колесах или гусеницах.
В первом случае Вам понадобится водоем. Так же стоит учитывать сезонное ограничение - зимой яхту в проруби особо не запустишь. В
случае с различными летающими моделями сезонного ограничения нет.
Летать можно и зимой. Но есть серьезные погодные ограничения. В
частности летать при сильном ветре будет затруднительно. Ну это конечно
при условии, что Вы не выбрали себе микромодель для полетов в
помещениях. Так же Вам понадобится взлетно-посадочная полоса -
достаточно ровная площадка на большом удалении от людей строений и
деревьев - Вы же не хотите сразу после взлета кого-нибудь покалечить или
во что-нибудь врезаться. Что до радиоуправляемых автомобилей -
площадку для покатушек Вы найдете в ближайшем парке/сквере/дворе. Моему
сыну пока вполне хватает "хоккейной коробки" возле соседнего дома.
Функционировать эта площадка будет круглый год в любую погоду. Некоторые
находят особое удовольствие месить грязь под дождем на чем-нибудь с
большими колесами, высоким клиренсом и полным приводом. Правда за все
придется платить - отмывать потом модель будете дольше, чем на ней
ездить. Плюс автомодели состоят из деталей, большинство из которых в
домашних условиях не изготовить. Тяги, рычаги, амортизаторы, шестеренки,
подшипники - фактически всю модель так или иначе Вы купите в магазине и
заплатите за это немало денег. С этой точки зрения самым дешевым
выглядит авиационное направление. Первую модель можно построить из
потолочной плитки (см ближайший магазин стройматериалов; цена -
несколько сотен рублей за пачку) и некоторое количество деревянных
линеек (см ближайший магазин канцтоваров; цена - несколько рублей за
штуку). Чертежи легко найти в интернете - на запрос "чертежи модели из
потолочки" яндекс выдает 111 тыс. ответов. Процесс постройки займет тоже
немного времени - что-то совсем простое можно собрать за пару вечеров.
Так же, на мой взгляд, данное направление является самым широким по
части перспектив развития. Вы можете освоить 3D-пилотаж, FPV - полеты от
первого лица с удалением от ВПП на километры и т.д. Для
водоплавающих моделей сложность представляет изготовление корпуса и его
герметизация. Поэтому такая модель у Вас скорее всего будет так же как и
авто покупной. Поэтому для примера далее будем говорить о самолетах,
как о самых доступных для начала моделях. Если Вы никогда не
управляли самолетом, то Вам стоит в первую очередь обратить внимание на
модели с верхним расположением крыла. Они достаточно медлительны, чтоб
за ними успевал ученик и более устойчивы в воздухе. Лидером "тренеров"
тут является цессна-150. Лезем в интернет, качаем чертежи,
распечатываем, бежим за потолочкой и... Немаловажной частью любой
радиоуправляемой модели является электронная начинка. Итак, что Вам понадобится: - Аппаратура радиоуправления минимум на 4 канала, но лучше 6 или 8.
- Приемник.
- Двигатель.
- Регулятор оборотов двигателя.
- Сервоприводы для управления рулями.
- Аккумулятор в модель и в аппаратуру.
Это необходимый минимум, но его Вам на долго не хватит. Очень скоро Вы осознаете необходимость в следующих вещах: - Автоматическое зарядное устройство для аккумуляторов.
- Балансир для пропеллеров.
- Ваттметр
Лучше
не наступать на грабли, по которым уже ходило очень много людей и
приобрести все это сразу. Вот только где? После захода в ближайший
магазин радиоуправляемых моделей Ваша "Жаба" может существенно по
остудить желание заниматься этим хобби. Калькуляция выше перечисленных
пунктов составит не один десяток тысяч рублей. Можно ли как-то
сэкономить? Можно конечно. Но при этом придется пожертвовать временем.
Электронную начинку можно выписать напрямую из Китая. Конечно далеко не
всем интересно общаться с китайцами. Да и они так же не особо горят
желанием общаться с нами. На этот случай на наше счастье есть
посредники. Я пользуюсь интернет-магазином Паркфлаер и весьма этим доволен. По сути все дрязги с китайцами они берут на себя. Подробности можно прочитать тут.
Могу сказать, что косяки случаются у всех, но эти ребята дорожат своей
репутацией и действительно помогают решить большинство вопросов. По
крайней мере, работая с этим магазином я не потерял ни копейки. Почему
придется жертвовать временем? Потому что купленные товары присылаются
Вам по почте. А это на сегодняшний день 1-2 месяца. Такова реальность... Будем считать, что с магазином разобрались. Теперь выясним что же собственно надо покупать и как это подключать... Аппаратура радиоуправления: мой выбор - Turnigy 9XR. Подробности тут.
Хочу заметить, что слабое место любой аппаратуры - джойстики. В них
используются переменные резисторы. Эта деталь подвержена износу и
относительно быстро выходит из строя. Другой вариант исполнения -
датчики холла. Они не имеют трущихся частей и более долговечны. Но! Вы
готовы при заказе из штатов выложить больше $200 за один? Я не готов. Я
предпочитаю выкинуть отработавший, купить вместо него новый такой же за
160руб. и еще на год-другой забыть об этой проблеме.
Обратите внимание, что данная аппаратура поставляется без вч-модуля.
Сменный вч, на мой взгляд, большое преимущество: можно поставить
обычный модуль и летать в пределах видимости модели, можно поставить
дальнобойный и летать с FPV под облака или за многие километры, можно
поставить DSM2/DSMX и получить совместимость с моделями BNF и любыми
приемниками Spectrum. Вч-модуль меняется просто - на задней крышке
аппаратуры гнездо, куда он просто защелкивается. У меня есть несколько
разных вч-модулей, но предпочтение я отдаю FrSky.
Нравятся они мне своей надежностью, радиусом действия и возможностями. Я
активно использую телеметрию и микроконтроллеры на стороне своих
летательных аппаратов. А вч-часть от FrSky дает мне все необходимое:
суммарный PPM+RSSI на приемнике и открытый формат передачи телеметрии на
передатчике. Но для новичка в этом деле ценным будет наличие
полнофункционального FailSafe. Эта функция выставит значения каналов
приемника в запрограммированные ранее при потере сигнала с пульта. Так в
простом случае при выходе за радиус действия можно заставить модель
описывать круг и таким образом вернуть ее в подконтрольную зону. На
паркфлаере вч-модули продаются сразу в комплекте с приемником. Есть два
варианта: с телеметрийным приемником и без телеметрии. Так же сразу надо купить аккумулятор для передатчика и ремешок, чтоб не держать аппаратуру в поле в руках. Это та часть, что будет у Вас в руках. Теперь разберемся с начинкой модели. Приемник.
Он должен соответствовать вч-модулю по частоте и алгоритму кодирования
сигнала(DSM2/DSMX/FASST/ACCST и т.д.). Если предположить, что Вы
следуете моим рекомендациям, то приемник Вы получите в комплекте с
вч-модулем. Двигатель. Про подбор движка для модели рекомендую посмотреть тут.
Основными параметрами в общем случае будут вес, тяга (с рекомендуемым
винтом), кол-во оборотов(KV) на вольт и размер. На том же паркфлаере
есть огромный выбор двигателей.
Грубо, для первой модели (выше указанной цессны) стоит подбирать движок
с низким KV и тягой, близкой к взлетному весу модели. Как кто-то сказал
"если тяга больше веса, то и топор летать сможет". Такой расчет
позволит Вам компенсировать некоторые ошибки пилотирования простым
увеличением газа. Рекомендуемый винт лучше приобрести сразу с двигателем
в нескольких экземплярах. Винт - первое, что ломается при падениях. А
последние будут, пока будете учиться летать. Регулятор к
двигателю. Тут все достаточно просто: смотрим на характеристики
двигателя. Находим там максимальный ток. Прибавляем к нему 15-20%.
Максимальный ток регулятора должен быть не меньше полученного числа.
Опять же, на паркфлаере регуляторов с подходящими характеристиками
много. Я бы рекомендовал Turnigy Plush или Bridge.
Первые надежнее, вторые дешевле. Но в целом пользовался и теми и
другими без особых нареканий. Обратите внимание на наличие в регуляторе
BEC. Это стабилизатор напряжения для приемника и сервоприводов. Основная
его характеристика - максимальный выходной ток. Если у Вас на борту
будет много сервоприводов и/или они будут слишком мощными, то возможно
потребуется отдельный стабилизатор. Но в цессне-150 с размахом около
метра всего 4 девятиграммовых сервы и встроенного в регулятор BEC Вам
хватит. Сервоприводы. Они нужны для управления рулем высоты, рулем
направления и элеронами. Итого на цессну-150 надо 4 штуки. Я
предпочитаю HXT. На паркфлаере у Вас будет большой выбор. Сориентироваться Вам помогут отзывы по каждому из товаров. Аккумулятор.
В мире радиоуправляемых моделей сейчас имеют наибольшее распространение
аккумуляторы LiPo. С ними все далеко не так просто как с NiMh или
свинцовыми, потому про это отдельная статейка.
При выборе аккумулятора в модель надо в первую очередь смотреть на
двигатель. У последнего будет указан диапазон рабочих напряжений. Обычно
его указывают в банках LiPo(например, 2S-3S). Так же на аккумуляторе
указывается максимальный ток разряда. Указывается он в виде числа с
буквой "С" на конце (20С, например). Это число показывает во сколько раз
ток разряда может превышать емкость аккумулятора. Так аккумулятор 2S
1300mAh 20C будет иметь номинальное напряжение 7.4В и максимальный ток
разряда 1300*20 = 26А. Это значение должно быть процентов на 20 больше
максимального тока двигателя. Далее следует оптимизировать сочетание
веса аккумулятора и времени полета. Последнее легко приблизительно
вычислить зная средний суммарный ток в начинке модели. Еще Вам
понадобятся провода, разъемы, петли, тяги, кабанчики и и т.д. и т.п. -
всякая мелочевка, которую можно тут же накидать в заказ "до кучи", чтоб
заполнить свободное место. Теперь предположим, что вот у Вас есть
потолочка, линейки, аппаратура и вся начинка для модели. Вы построили и
укомплектовали самолет. Остается только зарядить аккумулятор и вперед,
на ВПП! Внимание, ключевое слово "зарядить". Зарядное устройство - это
первое, что Вам понадобится после постройки модели. Я перепробовал
несколько ЗУ и остановил свой выбор на imax B6.
Это удобное, простое и надежное зарядное устройство, которое долгое
время послужит Вам верой и правдой. Оно выпускается в двух вариантах: с
питанием от 12В и 220В. Мое предпочтение осталось за 12-ти вольтовой
моделью. его можно использовать как дома с внешним блоком питания (я
использую БП для светодиодных табло, купленный в соседнем магазине), так
и в поле с питанием от автомобильной розетки. Так же сразу следует приобрести балансир для пропеллеров.
Свежекупленные штампованные пропеллеры обычно имеют некоторый
дисбаланс. Вращаясь на валу двигателя с большой скоростью такой
пропеллер будет создавать вибрацию, которая достаточно быстро прикончит
сначала движок, а затем и всю модель. Ваттметр. Это прибор, который поможет Вам контролировать максимальные и средние токи в модели. Turnigy 130A
мне понравился своими простотой подключения и удобством использования.
Этот прибор может показывать не только моментальные, но так же пиковые и
средние значения измеряемых показателей. Еще один полезный совет:
не стоит сразу брать модель и идти с ней в поле. Потренируйтесь сначала
на симуляторе. Вот только не надо искать его в соседнем магазине, а
найдя спрашивать "а чего ето он СТОЛЬКО стоит"? Это не наш путь. У Вас
ведь есть уже аппаратура радиоуправления. Надо лишь купить шнурок за 200р., а саму программу скачать с интернета. Итак, электроника приехала. Следующий вопрос: как подключать? - Три
провода между регулятором (ESC) и двигателем подключаются
любой-к-любому. Если двигатель вращается не в ту сторону надо поменять
местами любую пару или запрограммировать соответствующую функцию
регулятора. Эти провода стоит делать как можно короче.
- Два
толстых провода (красный и черный) подключаются к аккумулятору.
Внимание! Подключайте в соответствии с цветовой маркировкой, не
перепутайте полярность.
- Тонкий тройной кабель подключается к
приемнику. Встроенный в регулятор BEC по этому проводку снабжает
питанием сам приемник и сервоприводы (красный провод), а так же получает
от приемника сигнал скорости вращения двигателя (белый провод). Черный
провод является "общим" или "нулем".
- Аналогично регулятору к приемнику подключаются сервоприводы.
Внимание!
Цветовая маркировка сигнальных кабелей может отличаться, но независимо
от цвета назначение контактов в разъемах остается тем же.
Вся
электроника в модели должна быть хорошо закреплена и не болтаться, чтоб
не нарушить положение центра тяжести в процессе полета. Двигатель, ESC и
аккумулятор следует устанавливать в набегающем воздушном потоке для
лучшего охлаждения.
|